Новости

За новыми тайнами

Наталья Солнцева книги фотографияСовременная литература очень многообразна, однако часто мы оказываемся в ситуации – «много книг, а почитать нечего» — одну книгу не хочется читать из-за того, что она грустная, вторая слишком серьезная, третья слишком нереальная, четвертая –легковесная. Некоторые книги можно читать, только находясь в определенном настроении.
Правда, существует такой универсальный жанр, как детектив, книги этого жанра легко читаются в любом настроении, параллельно с любым способом проведения досуга. Особой популярностью у читателей пользуются детективы, написанные женщинами. Женщинам-писательницам удаются мистические и иронические детективы. Мне нравится детективная серия «Артефакт-детектив», где события книг развиваются вокруг чудесного предмета – артефакта, весьма ценной вещи с магическими свойствами, пришедшей из далекого прошлого.

Моим любимым автором в серии «Артефакт-детектив» является Наталья Солнцева. Думаю, ее книги многим нравятся.

Что именно привлекает читателей в ее книгах? Вопрос, на который я попытаюсь ответить…

Мое знакомство с книгами Натальи Солнцевой началось с Интернета – ведь лучший способ узнать о чем-то – прочитать об этом в блоге. Однако встреча с книгами была отложена до момента, когда я увидела в книжном магазине книгу «Яд древней богини». Книгу я читала запоем, сюжет так захватил, что трудно было оторваться от книги, не прочитав ее целиком. Эту особенность я заметила за всеми книгами Натальи Солнцевой – и стараюсь за них не браться, если у меня совсем нет времени – их трудно читать урывками. Хочется сразу прочитать все! Почему же? Неужели дело только во владении писательским мастерством? Думаю, не все так просто, хотя и писательское мастерство – дело не последнее в удержании внимания читателей до последней страницы.

Есть несколько составляющих успеха этих книг. Прежде всего, это создание особой, уютной атмосферы.

Немного старомодной. Но очень уютной. Если взять книги из цикла о Всеславе и Еве, практически в каждой книге есть устойчивый позитивный образ – домашнего уюта, любви, крепких дружеских отношений. Криминальная составляющая лишь временно вносит дисгармонию в этот уют, но, когда преступления раскрыты и преступники пойманы, все возвращается на круги своя. Собирательный образ уюта мы видим на страницах романа «Печать фараона»:
Во второй половине января Москва день за днем утопала в густых снегопадах. Солнце призрачным размытым пятном леденело в затянутом белой пеленой небе. …………
Хорошо было любоваться летящим за окнами снегом, сидя в тепле, в уютном сиянии настольной лампы, пить горячий чай и слушать, как поет в проходных дворах злая метелица.

В книгах Натальи Солнцевой пересекаются два времени – прошлое и настоящее. В «Шараде Шекспира» мы на время попадаем в старинную Англию, где жили короли и лорды, где творил и был убит молодой и талантливый Кристофер Марло, шпион королевы Елизаветы. Действие же большинства книг происходит в России, в Москве, но это более романтичная Москва, нежели реальный мегаполис – столица России, с его сумасшедшим ритмом жизни. Возьмем, например, отрывок из «Третьего рождения Феникса» — где это происходит, в Москве 21 века или же в старой русской Москве?

В Москве стояла снежная, морозная зима. По утрам солнце поднималось в ледяной розовой дымке, купола кремлевских соборов соперничали с ним золотым блеском. Снег скрипел под ногами прохожих.
………………..

— Принеси-ка мне перцовки, братец, — попросил банщика Тарас.
Тот понимающе кивнул, вышел, через минуту вернулся с запотевшей бутылкой «Горилки» с перцем на подносе, рюмкой, блюдечком икры.
— Не волнуйтесь, Тарас Дмитриевич, — сказал он, переставляя все это с подноса на некрашеный деревянный стол. – Может, господин Мартов у женщины ночевал… вот и задерживается. Дело молодое, горячее!

Прямо не верится, что речь идет не о купце из царской России, а о современном молодом человеке! Возвращение в прошлое – приятный для читателя и выигрышный для писателя прием, не грешащий против правды, а лишь подчеркивающий определенную сторону событий.

Дело в том, что читатели уже устали от мата, грязи и незамысловатого быта «сидельцев» и новых русских братков, и книги, возвращающие нас в более чистую среду, воспринимаются как глоток свежего воздуха.

Пусть даже, на взгляд скептика, в них все и немного сказочно. Наряду с облагораживанием реальности, мы наблюдаем и весьма правдивое погружение в быт современных и далеко не богатых людей, приехавших в Москву из других городов России (цитата из той же книги):

Жизнь в Москве оказалась совсем не такой, как представлялось Римме. В центре города – там, где расположены бульвары, рестораны, театры и музеи – бывать ей почти не приходилось. Она уматывалась за день, торопилась домой, в снятую на двоих квартиру в Братееве; ела что придется и заваливалась спать.

Пожалуй, самый сильный компонент книг Натальи Солнцевой – мистическая составляющая. Она проявляется в выборе предметов-артефактов. Как правило, это предметы ценные, но не банальные (этрусское зеркало, испанские шахматы), достающиеся не любому человеку, а представителю определенной семьи (синий алмаз Феникс), обладающие сильными магическими свойствами (печать фараона) либо помогающие в делах и являющиеся символом удачи (жемчужина Дракона, венецианское зеркало). Это не просто антиквариат, за который можно выручить большую сумму при продаже. Природа их такова, что они могут навеки изменить судьбу человека, которому они попали в руки. Он уже не будет прежним. Именно поэтому в дурные руки артефакты, как правило, не попадают. Помимо всего прочего, артефакты принадлежат к культуре определенных народов – и погружение в эту культуру помогает быстрее их найти.

Детективная составляющая в книгах Натальи Солнцевой тоже не совсем стандартна. Конечно, большинство преступлений по-прежнему совершается из алчности. Зло движет волей убийц и преступников, но их преступления странным образом ведут к прояснению ситуации, восстановлению миропорядка, обретению людьми – участниками происходящего – места в дальнейшей жизни.

Романы об Астре Ельцовой (по крайней мере, «Свидание в Хэллоуин» и «Последняя трапеза блудницы») можно смело назвать как мистическими детективами, так и мистическими романами. Если Всеслав проводит следственную работу, работает как профессиональный детектив, опираясь прежде всего на логику, Астра разгадывает загадки мироздания и пытается проникнуть в души людей – участников событий. Она не в силах изменить многие события, но в силах все понять. Подоплеку событий в романах Натальи Солнцевой хорошо иллюстрирует цитата из книги «Принцесса из Шанхая»:
Присутствие непроявленного… Так можно назвать ощущение необъяснимой радости, когда для нее нет никакого видимого повода, или предчувствие беды, когда ничто, кажется, ее не предвещает.

Кроме того, как многие писатели, Наталья Солнцева является знатоком человеческой души, знает толк в закономерностях человеческих взаимоотношений. Отношения мужчины и женщины, брак, любовь – для нее не тайна под семью печатями.

Читая Наталью Солнцеву, например, книги, связанные с семейной жизнью Евы до встречи с Всеславом («Венера и Демон», «Шарада Шекспира») обнажаешь суть брака, открываешь душу женщины. Именно потому я бы рекомендовала эти книги мужчинам к обязательному прочтению.

Ведь многих женщин раздражает в их мужчинах то же, что раздражало Еву:
Еву стал коробить ограниченный набор фраз, которыми пользовался Олег – именно пользовался, а не говорил с ней, его привычный шаблон поведения, в котором не было непредсказуемости, радости открытий, неожиданных приятных сюрпризов, необычных развлечений, интимных мелочей.
А союз многих пар, начавшихся с легкой юношеской влюбленности, ждет такая же участь, как первый брак Всеслава:
Понадобилось всего несколько лет совместной жизни, чтобы вся романтика и прелесть интимности, наслаждение ласками, слияние молодых тел, трепет в душе сменились взаимным недовольством, раздражением и претензиями.

Книги Натальи Солнцевой завораживают и нестандартным взглядом на обычные вещи. Взять, например, метро (из книги «Печать фараона»):
Что таится в нем, когда последний по расписанию поезд замирает на рельсах, стихает, погружается в сон? Что происходит тогда в мутной тьме извилистых коридоров, в шорохах, потрескиваниях, вздохах, глухом звоне падающих капель? Они отсчитывают время сна…
или падающий снег («Московский лабиринт Минотавра»):
Свернувшийся кольцами каменный город-лабиринт медленно погружался в мутные осенние сумерки. Казалось, пространство и время зыбки и преходящи, как эти тающие на лету снежинки. Где-то между небом и землей с ними происходит мистерия превращения, составляющая вечную тайну жизни.

Читать книги Натальи Солнцевой можно бесконечно, можно находить все новые и новые плюсы в ее книгах, уже оцененных читателями по достоинству. Да и далеко не все книги вошли в обзор. Однако, подлежит ли разгадке загадка самого автора? Думаю, нет. И это, пожалуй, объясняет то, почему мы так охотно читаем ее книги. Если загадка не разгадана – она продолжает волновать, будоражить, не оставляет равнодушным…

Читая Наталью Солнцеву, мы вступаем в поистине неисчерпаемый мир Тайны. Мы растем духовно вместе с ее героями, осознавая все новые и новые истины.

Пожелаем же автору побольше сил для творчества, чтобы наше путешествие не прервалось на середине… Чтобы оно как можно дольше не кончалось, а так и не разгаданная нами душа автора рождала все новые сюжеты, как зеркала множат тысячи и тысячи отражений… И пусть уют, так умело отраженный ею в книгах, никогда не покидает ее дом, и ей сопутствует в реальной жизни любовь и понимание, которого так не хватает ее героям. Мы говорим – спасибо! И открываем все новые и новые книги, чтобы опять совершить путешествие в мир непознанного. За новыми и новыми тайнами…

demonessa